Эта статья подготовлена для блогов журнала PCWeek.
В 2001 году
Джордж Акерлофа получил нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с
ассиметричной информацией. Ходит байка, что когда он впервые отправил статью
про персики и лимоны в экономический журнал, ее отклонили, посоветовав такие
статьи отправлять в журналы по садоводству. Что же за понятия персиков и
лимонов ввел Акерлофа, и какое отношение они имеют к рынкам с ассиметричной
информацией? И вообще, причем здесь вакансии в IT? Вот об этом и предлагаю поговорить.
Одним из
очень ярких примеров рынка персиков и лимонов является рынок подержанных
автомобилей. Под персиком на нем понимается хороший автомобиль, под лимоном - автомобиль,
только выглядящий как хороший, но таковым не являющийся. Покупатель, в отличие
от продавца, не владеет информацией о том, какой автомобиль перед ним. Это и
есть рынок с ассиметричной информацией. Из-за такой асимметрии продавец персика
не может запросить цену выше, чем стоящий рядом продавец лимона. Ведь в этом
случае покупатель купит лимон, поскольку при осмотре персик и лимон выглядят
одинаково.
Теперь от
рынка подержанных автомобилей перейдем к вакансиям в IT. На рынке труда ситуация очень
похожа. Кандидатов можно условно разделить
на две группы: лимоны (вроде что-то и умеют, но работать и учиться особо
не хотят) и персики (может, не всегда много знают, но много и продуктивно
работают, хотят обучаться, расти). Понятно, что кандидаты, как правило,
адекватно оценивают себя, а вот рекрутеры не всегда. Отличить лимон от персика,
особенно, когда лимон уже прошел несколько собеседований, а персик пришел
только на первое-второе, практически невозможно. Ситуация усугубляется еще тем,
что рекрутер, возможно, и хочет персик, но, имея «лимит по цене», готов взять и
лимон, лишь бы закрыть вакансию. А выбирая лимон, он еще и деньги «сэкономит».
Сэкономит в кавычках, так как после покупки лимона компании в достаточно
краткосрочной перспективе придется его увольнять, открывать вакансию и снова начинать
круг поиска.
Давайте
взглянем на эту ситуацию с точки зрения теории игр. Рассмотрим атомарную игру,
в которой рекрутер предлагает оффер, а кандидат принимает или отклоняет его.
Для простоты, пусть лимон приносит компании 50 единиц прибыли, а персик 200. В
случае, когда лимон и персик не знают своей стоимости, выставив цену в 125
единиц, набирая одинаковое количество лимонов и персиков, на каждом лимоне мы будем
терять 75 единиц, а на персике получать 75 дополнительных. Глядя на существующий
рынок труда, мало кто согласится, что количество лимонов и персиков на нем одинаковое.
Получается, что даже в условии симметрии информации ( когда ни рекрутер, ни
кандидат не знают, кто он - персик или лимон) мы остаемся на нуле только при
одинаковом количестве лимонов и персиков на рынке. Но, если цена всех будет
одинакова, то персики с рынка будут вымываться: зачем учиться, если все равно
будешь стоить 125?
Ситуация
становится еще хуже, когда информация асимметрична. Персик, получив предложение
в 125, от него откажется, ведь он знает, что его цена 200. А вот лимон, услышав
125, согласится, ведь он-то знает, что его красная цена 50. К чему же это
приводит:
- . Лимоны переоценены
- . Персики недооценивают, становиться ими нет резона и…
- . Рынок персиков исчезает
Собственно
за эти выводы Джордж Акерлофа и получил нобелевскую премию по экономике.
Как же можно
предотвратить исчезновение рынка персиков? Самое главное - это не соглашаться
на лимон, если вам нужен персик. Очень показательный пример описан в одном из
номеров Harvard Business Review Россия в заметке "Во что обойдутся низкие зарплаты",
где сравнивается стратегия Wal-Mart, проявляющаяся, в частности, в жестком
ограничении зарплат сотрудников, и его прямого конкурента Costco, у которого
относительные затраты на персонал существенно выше, а число сотрудников во
столько же раз меньше. Показано, что в долгосрочной перспективе Costco получает
надежный и эффективный персонал, а также низкую текучесть кадров. Ведь наличие талантов
в организации в конечном итоге намного важнее размеров их оплаты труда.
Внимательный читатель
задаст вопрос: «А как же отличить персик, ведь у нас рынок с ассиметричной
информацией?» А вот это второй шаг. Должен быть изменен подход к рекрутингу IT-персонала. Сейчас на
первом собеседовании соискателя на вакансию встречает, как правило, молодая
девочка без существенного опыта за плечами. Она задает типовые вопросы и
предлагает типовую ставку. Как на это реагируют лимоны и персики, можно
посмотреть в описании игры выше. Да, это дорого - проводить первичные собеседования
высококвалифицированным, опытным сотрудником. Но здесь возникает вопрос: «А не
дорого ли нам обходится регулярный найм лимонов, и что мы будем делать, когда
рынок персиков окончательно схлопнется?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий