Эта статья подготовлена для блогов журнала PCWeek.
Для того, чтобы оценить, какие из требований бэклога необходимо в первую очередь взять в работу, требуется знать значение двух параметров: сложность реализации и полезность для конечного пользователя. Ну, а дальше все просто: расставляем наши требования на следующем графике:
В нее заносится, сколько человек ответило именно так на положительный и отрицательный вопрос о требовании. Допустим, если вы анализируете требование «наличие двухфакторной авторизации», и на положительный вопрос (наличие двухфакторной авторизации) пользователь ответил «Ожидаю», а на отрицательный (отсутствие двухфакторной авторизации) – «Могу терпеть», то его голос будет добавлен вот в эту ячейку:
Для того, чтобы оценить, какие из требований бэклога необходимо в первую очередь взять в работу, требуется знать значение двух параметров: сложность реализации и полезность для конечного пользователя. Ну, а дальше все просто: расставляем наши требования на следующем графике:
При первом приближении взятие в работу должно идти в следующем
порядке: правая-верхняя четверть, левая верхняя четверть, правая нижняя. На левую
нижнюю никогда не хватает времени. Про оценку сложности можно говорить очень
много, и об этом в другой раз. Сегодня предлагаю обсудить оценку полезности,
предложенную Нориаки Кано
в начале 80-х годов прошлого века. В рамках этой модели все требования (функции
будущего продукта) разбиваются на 5 групп:
1. Привлекательные
характеристики. При наличии этих параметров пользователи будут испытывать
удовлетворение. Однако, если этих функций в продукте не будет, к негативным
эффектам это не приведет. Именно об этих характеристиках продукта будет
рассказывать «сарафанное радио».
2. Одномерные
характеристики. Эти характеристики
вызывают удовлетворенность, если они есть, и неудовлетворенность, если их нет.
К таким параметрам может относиться скорость работы приложения. При низкой
скорости откликов – негатив, при высокой – удовлетворение.
3. Обязательные
характеристики. Их наличие считается обязательным, поэтому отсутствие вызывает
негатив. К примеру, если ваш текстовый редактор не позволяет набирать текст, то
вы его не продадите.
4. Неважные
характеристики. Пользователь к ним нейтрален. Например, для большинства
пользователей того-же текстового редактора функция подсчета символов в тексте –
нейтральная.
5. Нежелательные
характеристики. Это все то, что будет вызывать у пользователя раздражение. Как
правило, эти характеристики возникают потому, что так было проще разрабатывать.
Для того, чтобы отнести требование к одной из этих групп, необходимо
провести анкетирование пользователей. По каждому требованию задаются два
вопроса:
1. Насколько
вам понравится наличие … в продукте?
2. Как
вы отнесетесь к отсутствию … в продукте?
На каждый вопрос пользователь может выбрать один из пяти
вариантов ответа:
1. Мне
это нравится
2. Я
ожидаю именно этого
3. Мне
все равно
4. Я
могу это терпеть
5. Мне
это не нравится
Для обработки полученных в опросе результатов применяется
оценочная таблица следующего вида:
В нее заносится, сколько человек ответило именно так на положительный и отрицательный вопрос о требовании. Допустим, если вы анализируете требование «наличие двухфакторной авторизации», и на положительный вопрос (наличие двухфакторной авторизации) пользователь ответил «Ожидаю», а на отрицательный (отсутствие двухфакторной авторизации) – «Могу терпеть», то его голос будет добавлен вот в эту ячейку:
В результате получим некоторые значения в зонах нашей
таблицы. Если основная масса ответов о требовании пришлась на зону «Привлекательно»,
то, значит, эта функция может стать фишкой приложения. Когда основная масса
находится в зоне «Обязательно», выбора нет, этот функционал должен быть
реализован. Если лидирует зона «Нежелательно», будьте уверены, этот функционал пользователи не оценят. Зона «Не
важно» оставляет простор для выбора. И самая интересная зона - «Непонятно».
Если в этой зоне много голосов, от опрашиваемые не поняли функцию, поскольку не
может одновременно нравится и наличие этой функции, и ее отсутствие.
Пользуясь моделью Кано, необходимо понимать, что она не
всегда применима. Например, она не может решить проблему, изложенную в теореме
Эрроу. Да и Генри Форд говорил: «Если бы я слушал своих клиентов, мне бы
пришлось дать им более быструю лошадь». Но если вас это не останавливает, то предложенная
методика позволяет неплохо ранжировать
ценность требований в списке.
Для тех, кто захочет
попробовать методику, но не готов в ручном режиме обрабатывать результаты, есть бесплатный сайт: http://www.kanosurvey.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий